►УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
<details><summary>ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ </summary>
Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования
в 2018/2019 учебном году
Общие требования к организации образовательного процесса:
обеспечение доступности дошкольного образования;
обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия;
совершенствование качества образовательного процесса.
сохранение доступности дошкольного образования
Прием, перевод и отчисление воспитанников осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение об учреждении дошкольного образования), Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73.
Обращаем внимание на то, что работа с гражданами осуществляется на основании заявительного принципа. В случае желания родителя (законного представителя) ребенка перевести его в другое учреждение дошкольного образования, направление в учреждение дошкольного образования должно быть выдано в день обращения. При выдаче направлений необходимо руководствоваться требованиями пункта 45 Положения об учреждении дошкольного образования о том, что прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест.
Министерство образования рекомендует при осуществлении административных процедур в отношении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц Республики Беларусь, других организаций включать в регистрационно-контрольные формы реквизиты, необходимые для обеспечения учета заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних на выбор один из государственных языков Республики Беларусь (русский, белорусский), а также организовать разъяснение родителям (законным представителям) несовершеннолетних возможности получения образования на одном из государственных языков Республики Беларусь.
Подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 Кодекса определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на занятиях в течение года.
Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решает вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными.
В случае возникновения разногласий этот вопрос решается органом управления образованием, на территории которого находится учреждение дошкольного образования, посещаемое ребенком.
В частности, уважительными причинами могут признаваться такие обстоятельства, которые объективно препятствуют родителям (законным представителям) воспитанника привести своего ребенка в учреждение дошкольного образования:
болезнь ребенка;
санаторнокурортное лечение;
пребывание ребенка на домашнем режиме (по рекомендации учреждения здравоохранения);
карантин;
наличие листка временной нетрудоспособности у родителей (законных представителей) воспитанника;
отпуск родителей (законных представителей) воспитанника;
служебная командировка родителей (законных представителей) воспитанника;
выходные дни родителей (законных представителей) воспитанника, в том числе работающих по скользящему графику работы, при предоставлении дополнительного свободного от работы дня в неделю матерям в соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь;
простой организации (подразделения), в которой работают родители (законные представители) воспитанника;
временная потеря работы родителями (законными представителями) воспитанника по независящим обстоятельствам;
каникулы (летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней);
предписания санитарноэпидемиологической службы о закрытии учреждения дошкольного образования;
наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе временная приостановка работы транспорта;
непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, смерть или болезнь близких родственников).
Решение об отчислении (прекращении образовательных отношений) воспитанника принимает руководитель учреждения дошкольного образования путем издания приказа, в котором указывается основание отчисления (пункт 51 Положения об учреждении дошкольного образования).
обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия
Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях дошкольного образования, профилактика детского травматизма
Пунктом 4 статьи 20 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 (далее – ЕКДС).
В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении дошкольного образования.
При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).
Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2003 № 58.
Необходимо не только ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования на заседаниях советов структурных подразделений городских, районных, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – органов управления образованием), педагогических советов учреждений дошкольного образования, но и анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении дошкольного образования, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма.
Министерство образования обращает внимание на то, что для обеспечения безопасных условий пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, исключения возможности создания предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций, усиления контроля доступа посторонних лиц в учреждения дошкольного образования необходимо:
усилить контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, инструктивно-методических писем, постановлений, коллегий Министерства образования по вопросам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования;
продолжить проведение работ по оборудованию учреждений дошкольного образования системами видеонаблюдения, ручными системами тревожной сигнализации, установке кодовых замков (домофонов), звонков;
проводить общие (групповые) родительские собрания по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности детей раннего и дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования и в условиях семейного воспитания;
размещать на сайтах учреждений дошкольного образования, информационных стендах в возрастных группах материалы по данной тематике;
оперативно информировать руководство о чрезвычайных ситуациях в учреждении образования.
Педагогические работники должны визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.
Сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса являются приоритетными задачами работы учреждения образования. В новом учебном году деятельность педагогических работников должна быть направлена на создание атмосферы нетерпимости ко всем проявлениям жестокости и насилия по отношению к детям, на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности несовершеннолетнего и межличностных отношениях.
Обращаем внимание на неукоснительное выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 15.02.2018 № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся» и Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.
Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования.
Родители (законные представители) воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю дошкольного образования, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы.
Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его родители (законные представители). В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления родителей (законных представителей) воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.
Запрещается отдавать воспитанников лицам, которым не исполнилось 16 лет и лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
В учреждениях дошкольного образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно-технического оборудования.
В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).
Адреса и номера телефонов заведующего учреждением дошкольного образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на информационных стендах.
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112».
В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3.
До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц.
Руководитель учреждения дошкольного образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения дошкольного образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Руководитель учреждения дошкольного образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий работниками на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования.
Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы.
Организация питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования
Министерство образования обращает внимание на неукоснительное выполнение требований нормативных правовых актов с целью организации качественного и безопасного питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования (http://edu.gov.by / Дошкольное образование /Нормативные правовые акты / Питание).
В ходе изучения деятельности учреждений дошкольного образования в части обеспечения качества, безопасности и сбалансированности питания детей в учреждениях дошкольного образования выявлена необходимость уточнения отдельных вопросов, связанных с организацией питания детей-инвалидов, в том числе детей с фенилкетонурией в учреждениях дошкольного образования.
Организация питания детей с фенилкетонурией должна осуществляться с учетом длительности их пребывания в учреждении дошкольного образования (от 3,5 часа до 12 часов) и в соответствии с Инструкцией об организации питания детей с фенилкетонурией, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.07.2017 № 793 «О некоторых вопросах организации питания детей с фенилкетонурией» (далее – Инструкция), которой определены перечень продуктов для питания и примерный рацион (меню) для детей в возрасте 3–6 лет, рекомендуемые нормы выхода готовых блюд. Примерный рацион (меню) для питания детей с фенилкетонурией в учреждении образования составляется с учетом получения ребенком необходимого количества лечебной смеси.
Алгоритм приобретения учреждениями образования продуктов питания должен осуществляться в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок», от 22.07.2014 № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» и др.
В настоящее время нормативными правовыми актами регламентированы следующие варианты организации питания детей с фенилкетонурией в учреждениях образования:
1) с использованием продуктов, приобретенных учреждениями образования,
2) с использованием продуктов, приобретенных учреждениями образования, и отдельных специализированных безбелковых (низкобелковых) пищевых продуктов, приобретенных родителями (законными представителями) воспитанников.
Министерство образования обращает внимание на необходимость принятия действенных мер для организации качественного питания детей с фенилкетонурией в учреждениях образования.
В соответствии с требованиями Инструкции необходимо:
1. Обеспечить пищеблоки учреждений образования отдельной посудой и инвентарем для приготовления блюд низкобелковой диеты и предупреждения перекрестной контаминации продуктов.
2. Исключить практику требования сотрудниками учреждений образования у родителей (законных представителей) воспитанников доплаты за организацию питания детей с фенилкетонурией и дополнительных документов на принесенные ими специализированные безбелковые (низкобелковые) пищевые продукты.
3. При необходимости осуществлять прием и использование для организации питания детей с фенилкетонурией в учреждениях образования отдельных специализированных безбелковых (низкобелковых) пищевых продуктов, приобретенных родителями (законными представителями) воспитанников.
При этом требуется обеспечить учет и списание продуктов питания в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.1997 № 59 «Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете». Отдельные специализированные безбелковые (низкобелковые) пищевые продукты, приобретенные родителями (законными представителями) воспитанников, принимать на учет согласно акту приема–передачи между родителями (законными представителями) воспитанников и учреждением образования.
При необходимости следует предусмотреть увеличение денежных норм расходов на питание обучающихся, в том числе детей с фенилкетонурией, в соответствии с пунктом 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (далее – постановление № 317).
Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя учреждения дошкольного образования). Обязательным к исполнению является требование Министерства образования к своевременному и качественному оформлению данного локального акта с учетом соответствующих документов (удостоверения инвалида, выписки из медицинских документов, удостоверения (справки) о праве на льготы, удостоверения многодетной семьи, справки о том, что гражданин является обучающимся, удостоверения на право предоставления интересов подопечного, справки о месте жительства и составе семьи), соблюдению сроков действия данных документов и своевременности их обновления. Если достоверность представленных документов вызывает сомнение, руководитель учреждения дошкольного образования вправе направить соответствующий запрос в организации, выдавшие эти документы.
Министерство образования акцентирует внимание на том, что в соответствии с пунктом 4 Положения о порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307, для освобождения платы за питание детей родителям (законным представителям) детей-инвалидов необходимо представить руководителю учреждения дошкольного образования удостоверение инвалида. Заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии не входит в перечень документов, на основании которых осуществляется реализация права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельным категориям граждан, в том числе освобождение от платы за питание, и не может служить основанием для освобождения законных представителей от платы за питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 6 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» питание учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования.
В соответствии с постановлением № 317 при проведении летних оздоровительных мероприятий (до 90 дней) в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, учебно-педагогических комплексах при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей денежные нормы расходов на питание увеличиваются на 10 процентов.
В соответствии с пунктом 296 главы 16 перечня документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 срок хранения документов об организации питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования (акты, графики, переписка и др.) составляет один год.
Вопросы организации питания воспитанников регулярно должны рассматриваться на заседаниях коллегий (советов) органов управления образованием, педагогических советов, совещаниях при руководителях учреждений образования и др. мероприятиях с участием заинтересованных для принятия конкретных решений по улучшению качества питания обучающихся в учреждениях дошкольного образования.
совершенствование качества образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования являются игра, занятие.
Максимальная нагрузка на воспитанников раннего и дошкольного возраста при проведении специально организованных форм образовательного процесса - игры (занятия), регламентированных типовым учебным планом, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебной программой дошкольного образования, учебным планом учреждения дошкольного образования, разработанным и утвержденным в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.
Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10-15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет – до 20–25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет – до 30–35 минут, физкультминуток – не менее 1,5–3 минут.
Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10–12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.
Такое распределение времени для занятий является примерным. Оно может меняться в зависимости от поставленных задач, заинтересованности детей деятельностью, их самочувствия и др.
В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия.
Министерство образования обращает внимание на то, что домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.
В соответствии со статьей 90 Кодекса язык обучения и воспитания в учреждении образования определяет его учредитель, а право граждан на выбор языка обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, что позволяет обеспечивать становление целостной личности воспитанника, его развитие путем интеграции в две родственные культуры средствами белорусского и русского языков.
С учетом пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних учреждения дошкольного образования формируют группы, которые организуют образовательный процесс как на русском, так и на белорусском языке.
Образовательный процесс в группах с белорусским языком обучения организуется на белорусском языке. Исключение составляют часы, отведенные на изучение образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования.
Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» руководители и педагогические работники системы образования должны владеть белорусским и русским языками.
При отсутствии достаточного количества детей для формирования отдельной группы в учреждении дошкольного образования создаются необходимые условия для получения образования на белорусском языке.
С целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития речевых навыков, приобщения воспитанников к белорусской национальной культуре, успешности формирования двуязычия должно создаваться коммуникативное окружение, обеспечивающее включение двух языков в разнообразные виды детской деятельности, а также проведение специально организованных форм образовательного процесса в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования. Следует обратить внимание на создание соответствующей предметно-пространственной среды, повышение профессионального уровня педагогических работников в вопросах лингвистического и речевого развития воспитанников в условиях близкородственного двуязычия, участие родителей в предоставлении возможности детям формулировать мысли на двух языках. Этому способствует созданное научно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждений дошкольного образования, которое издается как на русском, так и на белорусском языках.
В учреждении дошкольного образования в соответствии с пожеланиями родителей (законных представителей) воспитанников по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства либо изучается язык национального меньшинства. С этой целью необходимо организовывать разъяснение нормативных правовых актов о возможности выбора языка обучения в индивидуальных беседах с родителями (законными представителями) воспитанников, родительских собраниях, через средства массовой информации, сайты и порталы управлений (отделов) образования, учреждений дошкольного образования.
Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования (группах) с изучением языка национального меньшинства осуществляется в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
Обучение, воспитание и развитие воспитанников в указанных учреждениях (группах) осуществляются с использованием учебных изданий, утвержденных или допущенных в качестве соответствующего вида издания Министерством образования Республики Беларусь.
В образовательном процессе учреждений дошкольного образования дополнительно могут быть использованы учебные издания стран, к которым этнически принадлежит национальное меньшинство, при условии их соответствия содержанию учебной программы дошкольного образования.
Ознакомление воспитанников с культурой, традициями, обычаями людей, говорящих на языке национального меньшинства, осуществляется во всех возрастных группах в разнообразных видах детской деятельности (общение, предметная, игровая и др.).
Специально организованная деятельность (занятия) по изучению языка национального меньшинства осуществляется с воспитанниками от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет в рамках реализации базового компонента, регламентированного типовым учебным планом дошкольного образования. На основании типового учебного плана разрабатывается учебный план учреждения дошкольного образования, в котором необходимо отразить количество часов на изучение языка национального меньшинства, не превышая максимально допустимую учебную нагрузку в неделю на одного воспитанника.
Образовательная работа в учреждениях дошкольного образования
с изучением языка национального меньшинства должна содействовать воспитанию патриотизма, развитию высокой культуры межнациональных отношений, укреплению межнационального согласия в белорусском обществе.
С целью расширения, раскрытия возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития, лингвистических и коммуникативных способностей содержанием образовательных услуг сверх базового компонента учебной программы дошкольного образования предусмотрено обучение воспитанников иностранному языку. С этой целью разработаны учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.
Годовое планирование деятельности учреждений дошкольного образования
В соответствии с поставленными задачами в годовом плане могут быть отражены следующие направления деятельности учреждения дошкольного образования.
1. Анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год. Эффективность планирования во многом зависит от качественного анализа выполнения годового плана за предыдущий год, на основе которого определяются годовые задачи на предстоящий год (2–3 задачи). В учреждениях дошкольного образования, имеющих 1–3 возрастные группы, может быть запланирована одна годовая задача.
Основными требованиями к анализу работы учреждения дошкольного образования могут выступать: четкость построения по блокам (разделам) годового плана; логическая последовательность изложения материала; аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом; точность оценок, исключающих субъективизм; доказательность выводов; конкретность и педагогическая обоснованность предложений; возможно применение иллюстративных материалов (графики, таблицы, диаграммы и др.).
2. Организационнопедагогические мероприятия: организация образовательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования, в том числе на платной основе; формирование и оснащение развивающей среды; взаимодействие с заинтересованными органами и организациями; периодичность повышения квалификации педагогических работников, организация деятельности педагогических советов и др.
3. Работа с педагогическими работниками: формы повышения квалификации в межкурсовой период, диагностическая работа, подготовка аттестации педагогических работников, изучение, обобщение, внедрение, распространение эффективного педагогического опыта, самообразование педагогических работников, экспериментальная (инновационная) деятельность педагогического коллектива и др.
4. Воспитательная работа: мероприятия с участием воспитанников по социальнонравственному, личностному, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию (проведение конкурсов, выставок, экскурсий, физкультурнооздоровительных мероприятий и т. д.).
5. Психологопедагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса: формы работы педагогапсихолога, медицинских работников, социального педагога.
6. Взаимодействие с семьями воспитанников: формы работы по повышению психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, включению их в образовательный процесс.
7. Взаимодействие с учреждениями общего среднего образования: формы работы с участниками образовательного процесса по обеспечению готовности воспитанников к обучению на первой ступени общего среднего образования.
8. Организация работы в летний оздоровительный период: мероприятия по подготовке учреждения дошкольного образования к деятельности в летний период, формы работы с участниками образовательного процесса.
9. Контроль: виды и содержание контроля.
10. Административнохозяйственная деятельность: работа по укреплению материальнотехнической базы учреждения дошкольного образования (приобретение средств обучения, спортивного инвентаря, технологического оборудования, осуществление ремонтных работ и т. д.).
Обращаем внимание на то, что в предложенную структуру плана могут вноситься изменения и дополнения с учетом условий, специфики деятельности учреждения дошкольного образования.
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
Годовые задачи учреждения дошкольного образования.
Научнометодическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).
Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
Циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половину дня).
Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психологопедагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс).
В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания воспитанников, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом).
Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых).
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие.
При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.
Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научнометодическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
Использование современных информационных технологий в учреждениях дошкольного образования
Интернет-ресурсы учреждений дошкольного образования
При выполнении работ по разработке, сопровождению, эксплуатации и размещению официальных интернет-сайтов учреждений дошкольного образования следует обеспечить неукоснительное выполнение требований и рекомендаций Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее – Указ), Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645 (далее – Положение), Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ2105-2012 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования» (далее – Стандарт), Инструкцией о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утвержденной приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18.06.2010 № 47 (далее – Инструкция). Данные требования и рекомендации размещены на сайте учреждения «Главный информационно-аналитический центр» (далее – ГИАЦ) (http://www.giac.unibel.by / Информатизация образования).
Ответственность за формирование, ведение и обеспечение функционирования сайта учреждения дошкольного образования, а также за его соответствие требованиям Указа, Положения, Стандарта и Инструкции возлагается на руководителя учреждения образования.
Администрациям учреждений дошкольного образования, органам управления образованием, институтам развития образования следует обеспечить систематическое изучение и анализ содержания размещаемой на официальных Интернет-сайтах учреждений образования информации.
Использование ИКТ, ЭОР в учреждениях дошкольного образования
Основой для использовании в учреждении дошкольного образования ИКТ, ЭОР могут стать информационные ресурсы национального образовательного портала (http://adu.by/ru/ Электронное обучение / Дошкольное образование / http://e-vedy.adu.by/course/index.php?categoryid=112). Раздел «Электронные образовательные ресурсы» функционирует в LMS Moodle. Данный ресурс доступен для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.
Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования) разработаны ЭОР в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования для детей от 5 до 6 лет: «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» (изобразительная деятельность, музыкальная деятельность), «Ребенок и природа», «Обучение грамоте».
Конфигурация компьютерного оборудования
Министерством образования Республики Беларусь в целях систематизации процесса развития инфраструктуры и организационно-экономических механизмов разработаны рекомендации по конфигурации программно-аппаратного комплекса, компьютерного класса, локально-вычислительной сети, проекционного и периферийного оборудования учреждений образования («Требования, предъявляемые к компьютерной технике и программному обеспечению, закупаемым для учреждений дошкольного образования»). Подробная информация представлена на сайте ГИАЦ (http://www.giac.unibel.by / Информатизация образования).
При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и электронных средств обучения необходимо руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8), «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59).
Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»
В целях развития информационного образовательного пространства Республики Беларусь, выявления и распространения лучших образцов инновационного опыта педагогических работников, разработки и использования ИКТ и ЭОР в образовательном процессе, создания условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников Министерство образования Республики Беларусь совместно Национальным институтом образования, ГИАЦ ежегодно проводит Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» (далее – Конкурс). Информация о проведении Конкурса публикуется на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by/), сайте ГИАЦ (http://www.giac.unibel.by), в разделе «Дистанционный всеобуч» национального образовательного портала (http://e-asveta.adu.by/).
Работы, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе Конкурса, включаются в республиканский банк электронных образовательных ресурсов, который размещен на национальном образовательном портале (http://e-asveta.adu.by/index.php/koi/proektyi-pobediteli-koi/136-eor-v-doshkol-nom-obrazovanii).
Министерство образования Республики Беларусь рекомендует органам управления образованием своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения Конкурса, стимулировать к участию в нем и оказывать содействие при подготовке.
Обеспечение учреждений дошкольного образования учебными изданиями и средствами обучения
К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания (учебники, учебные пособия и иные учебные издания), содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.
Учреждения дошкольного образования ежегодно с учетом планируемого контингента воспитанников и сроков использования учебных изданий (учебные пособия, рабочие тетради – один год, учебно-методические пособия, учебные наглядные пособия, пособия – пять лет) формируют заказ:
на учебные издания с учетом количества педагогических работников (воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагоговпсихологов, учителейдефектологов), возрастных групп и воспитанников в учреждении;
на приобретение средств обучения, игрового и учебного оборудования и др. в соответствии с современными требованиями.
Алгоритм заказа учебных изданий следующий:
учреждения дошкольного образования, иные учреждения образования и организации (независимо от формы собственности и подчиненности), реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, представляют сформированный заказ структурным подразделениям городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования;
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, – структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования;
структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, – Национальному институту образования.
В соответствии с представленными заявками Национальный институт образования формирует тираж учебных изданий.
При формировании районного, городского, областного заказа на учебные издания (для педагогических работников и детей) учитывается количественный состав учреждений дошкольного образования, педагогических работников и воспитанников как системы Министерства образования, так и иных ведомств, специалистов управлений (отделов) образования, других учреждений образования (специальное дошкольное учреждение, яслисад–начальная школа, яслисад–базовая школа, детский социальный приют и др.), а также всех заинтересованных.
Формируя заказ, необходимо обращать внимание на аннотацию, в которой содержится информация о виде учебного издания (учебнометодическое пособие, пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, хрестоматия и др.), адресной направленности (для педагогических работников, для воспитанников), типе (при необходимости уточнения – виде) учреждения образования, для которого учебное издание предназначено. Например, учебное издание рекомендовано педагогическим работникам, работающим в группе с детьми от 5 до 6 лет. Считается количество функционирующих групп для детей данного возраста, добавляется не менее одного экземпляра учебного издания для методического кабинета. В случае если учебное издание является наглядным и издано в виде учебного пособия, рабочей тетради (например, УМК «Мои первые уроки»), то необходимо сделать заказ на всех воспитанников данной возрастной группы. Учебные издания серий «Мир детства», «Твоя столица» и т. п. заказываются из расчета не менее 2–3 единиц на группу.
При формировании заказа на учебные издания при наличии вариативности учебных изданий по образовательным областям допускается выбор.
В каждом учреждении дошкольного образования (методическом кабинете, возрастной группе, кабинетах музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов-психологов и др.) ведется аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования. Перечень учебных изданий по дошкольному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале в онлайн-каталоге «Учебники.by» / Дошкольное образование, на интернетпортале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by / Дошкольное образование / Актуально).
Обеспеченность учебными изданиями рассчитывается по каждой из позиций отдельно и в целом по всему перечню. Процент оснащенности учреждения дошкольного образования учебными изданиями рассчитывается ежегодно по формуле: имеющееся количество учебных изданий (заказанных и приобретенных для методического кабинета, соответствующих возрастных групп, кабинетов музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагоговпсихологов и др.), делится на необходимое для учреждения дошкольного образования количество учебных изданий (с учетом представленных в перечне) и умножается на 100 процентов. Например, если в учреждении дошкольного образования отсутствует та или иная возрастная группа (в том числе разновозрастная), то при расчете процента оснащенности в количество необходимых учебных изданий не включаются соответствующие позиции.
Взимание платы за пользование учебными пособиями осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839.
Пунктом 2 статьи 39 Кодекса установлены категории обучающихся, для которых предусмотрены дифференцированные льготы при оплате за пользование учебниками и учебными пособиями (снижение на 50 процентов либо освобождение от оплаты).
Руководителям учреждений образования необходимо обратить особое внимание на своевременность (до 15 августа) предоставления родителями (законными представителями) воспитанников, имеющими право на бесплатное пользование учебниками и (или) учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, соответствующих документов (удостоверение инвалида, заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, свидетельство о рождении, удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств, удостоверение о праве на льготы либо справка о праве на льготы, выписка из медицинских документов, удостоверение многодетной семьи, справки о размере пособия на детей и периоде его выплаты, месте жительства и составе семьи).
При переводе воспитанника в другое учреждение образования, другую организацию, к индивидуальному предпринимателю учебные пособия передаются его родителю (законному представителю).
В связи с поступлением обращений по вопросам, связанным с оплатой за пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет, Министерство образования обращает внимание на следующее.
Для целей Кодекса под государственными пособиями на детей старше трех лет понимается пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, которые указаны в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Так, право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье:
воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;
отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу, альтернативную службу;
оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.
Таким образом, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями может быть установлено, если родитель (законный представитель) воспитанника имеет право на государственное пособие на детей старше трех лет в соответствии с Законом.
Организация групп кратковременного пребывания воспитанников
Если время пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования составляет от 2 до 7 часов ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год, то могут создаваться группы кратковременного пребывания: адаптационные, прогулочные, выходного дня, вечерние, по подготовке к школе, сезонные площадки, игровые площадки, «Материнские школы» и др. (пункт 16 Положения об учреждении дошкольного образования).
В соответствии с Кодексом, Положением об учреждении дошкольного образования наполняемость таких групп устанавливается как для разновозрастной группы – 12 воспитанников.
В группах кратковременного пребывания занятия должны быть организованы в первую или вторую половину дня работы учреждения дошкольного образования, в выходные дни – не более 4–5 раз в неделю для воспитанников 4–5-летнего возраста, не более 5–6 раз в неделю для воспитанников 5–6-летнего возраста.
В вышеуказанных группах возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей.
В учреждении дошкольного образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания воспитанников в зависимости от запросов их законных представителей и ресурсных возможностей учреждения дошкольного образования, например:
группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп: с 8.00 до 11.00, с 15.00 до 18.00 и др.
кратковременное пребывание детей в функционирующей группе учреждения дошкольного образования. Эта модель не требует специально выделенной группы и закрепленных за ней воспитателей дошкольного образования. Воспитанников распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс на тот промежуток времени, на который родители (законные представители) оставляют их в учреждении дошкольного образования.
Адаптационные группы кратковременного пребывания детей организуются с целью адаптации детей к учреждению дошкольного образования. Могут функционировать в специально оборудованном помещении учреждения образования.
Прогулочные группы предполагают кратковременное пребывание детей в функционирующей на постоянной основе группе учреждения дошкольного образования, их включение в образовательный процесс на период проведения прогулки.
Группы выходного дня, вечерние группы создаются с целью оказания помощи родителям в воспитании и развитии детей в выходные дни и вечернее время. В такие группы могут быть приняты дети, не посещающие учреждение дошкольного образования, а также дети, которые посещают учреждение образования на постоянной основе.
Группы по подготовке к школе создаются для детей, не посещающих учреждения дошкольного образования. Целью их функционирования является обеспечение единых стартовых условий для воспитанников, поступающих в учреждения общего среднего образования, на основе содержания учебной программы дошкольного образования для детей от 6 до 7 лет.
Сезонная площадка может быть организована по запросам родителей на базе учреждения дошкольного образования или специально выделенного помещения при условии соответствия жилых помещений жилищного фонда (коттеджной застройки) требованиям технических нормативных правовых актов. Сезонная площадка организуется на период посевной, уборочной страды в учреждении дошкольного образования, расположенного в сельской местности.
Игровые площадки создаются для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности.
«Материнские школы» создают условия для разностороннего развития воспитанников и повышения психолого-педагогической культуры родителей. Предполагают совместное пребывание взрослого и ребенка в условиях учреждения дошкольного образования и систематическое посещение педагогическими работниками семьи воспитанника с целью оказания помощи родителям в воспитании, обучении и развитии ребенка.
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников, реализуемая в условиях «Материнской школы», представлена в учебной программе дошкольного образования ((http://edu.gov.by / Дошкольное образование / Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования).
Функционирование групп кратковременного пребывания может осуществляться на платной основе по решению местных исполнительных и распорядительных органов при условии обеспечения права граждан на бесплатное дошкольное образование на территории соответствующей административнотерриториальной единицы в государственных учреждениях дошкольного образования, государственных иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».
Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения дошкольного образования, если иное не установлено законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 138 Кодекса запрещено устанавливать учреждениям дошкольного образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.
При осуществлении учреждением дошкольного образования внебюджетной деятельности виды оказываемых им услуг должны быть отражены в приложении к Уставу учреждения образования в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.
Пунктом 9 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 (далее – Положение о порядке формирования внебюджетных средств), определено, что внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов). В части сумм превышения доходов над расходами по внебюджетной деятельности, остающихся в распоряжении учреждения образования, средства могут быть использованы по направлениям, указанным в пункте 25 Положения о порядке формирования внебюджетных средств.
Пунктом 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь установлено, что бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.
Министерство образования обращает внимание, что пунктом 30 Положения об учреждении дошкольного образования определены основные цели деятельности учреждения дошкольного образования: обеспечение разностороннего развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, содействие приобретению им социального опыта. Следовательно, организация иных видов услуг не является целью деятельности государственных учреждений дошкольного образования.
Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Основные направления повышения профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей учреждений дошкольного образования
В 2018/2019 учебном году государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» повышение квалификации руководителей учреждений дошкольного образования будет осуществляться по следующим направлениям:
эффективное функционирование и развитие учреждения образования на основе современной нормативной правовой базы; финансово-экономическое обеспечение управленческой деятельности;
управление качеством дошкольного образования;
использование инноваций в управленческой и педагогической деятельности учреждения образования;
формирование положительного имиджа учреждения образования;
андрагогический подход в работе с педагогическими кадрами;
организация образовательного процесса в учреждении образования по реализации учебной программы дошкольного образования в условиях здоровьесбережения, с использованием современных образовательных технологий (в том числе ИКТ);
специфика организации образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в персональном сопровождении;
организация дошкольного образования с использованием современных форм (группы кратковременного пребывания, «Материнская школа» и др.);
совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного образования, организация активного использования участниками образовательного процесса (педагогическими работниками, законными представителями воспитанников и др.) сайта учреждения образования, электронных образовательных ресурсов, современных сетевых сервисов;
совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в процессе аттестации;
повышение самоэффективности деятельности руководителя учреждения образования и др.
Институт повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» предлагает следующие направления повышения квалификации.
Для руководителей учреждений дошкольного образования:
менеджмент руководителя учреждения дошкольного образования;
брендинг и маркетинг образовательных услуг учреждения дошкольного образования;
документационное обеспечение деятельности учреждения дошкольного образования;
технология организации педагогического совета в учреждении дошкольного образования.
Для педагогических работников учреждений дошкольного образования:
здоровьесберегающая деятельность учреждения дошкольного образования.
альтернативные техники психического развития детей;
метод проектов в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста;
инновационные технологии художественного развития детей дошкольного возраста;
психолого-педагогические основы деятельности педагога учреждения дошкольного образования;
правила создания активно-развивающей среды в дошкольном учреждении (группе);
интерактивная доска: создание электронного образовательного продукта;
электронные средства обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования;
нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов;
развитие корпоративной культуры учреждения дошкольного образования;
планирование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромами дефицита внимания и гиперактивности;
научно-методические основы интегрированного обучения и воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образования;
педагогические инновации в инклюзивном образовании;
педагогический опыт: практика описания и представления и др.
Переподготовка осуществляется по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными стандартами переподготовки руководящих работников и специалистов, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, осуществляется в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования», Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальностям 101 03 72 «Дошкольное образование» (квалификация – педагог), 1-03 03 76 «Интегрированное обучение и воспитание в дошкольном образовании» (квалификация – учитель–дефектолог), 1-03 04 72 «Практическая психология» (квалификация –педагог–психолог), 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи» (квалификация - менеджер в сфере образования). Кроме того, переподготовку по специальностям 101 03 72 «Дошкольное образование» (квалификация – педагог) и 1-03 04 72 «Практическая психология» (квалификация – педагог–психолог) проводит учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина».
Обучение проходит по образовательным программам, разработанным в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения новой (дополнительной) квалификации, устанавливаемыми Министерством образования Республики Беларусь.
На районных августовских секциях для педагогических работников учреждений дошкольного образования рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям учебной программы дошкольного образования в 2018/2019 учебном году.
2. Обеспечение безопасных условий пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, в том числе организация качественного и безопасного питания воспитанников в 2018/2019 учебном году.
3. Создание условий для организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования на белорусском языке и др.
</details>Картатэка гульняў па развіццю беларускага маўлення
Дыдактычныя гульні па навучанню грамаце
Инструктивно-методическое письмо министерства образования Республики Беларусь. Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году
Конспект занятия "Бабочка" в старшей группе с использованием монотипии
Конспект занятия в старшей группе с использованием техники по мокрому
Конспект занятия в старшей группе с использованием штриховки
Конспект занятия в старшей группе с использованием техники "Свеча+акварель"
Конспект занятия "Подснежник" во второй младшей группе
Конспект занятия "Воздушные шары" во второй младшей группе
Конспект занятия "Осень в лесу" во второй младшей группе
ИКТ в развитии детей дошкольного возраста
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
ИКТ в дошкольном образовании.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В начале невозможно провести занятие без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Вот почему так необходимо внедрять информационные технологии в систему дошкольного воспитания и обучения .