Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПАМЯТКИ,РЕКОМЕНДАЦИИ,СОВЕТЫ

Дата: 6 января 2016 в 21:01, Обновлено 15 марта 2021 в 14:35

<iframe allow="camera;microphone;geolocation" frameborder="0" height="500" scrolling="no" src="https://padlet.com/embed/wcl7svpry8ao9fx2" style="width:100%;height:608px;display:block;padding:0;margin:0" width="500"></iframe>

Сделано на Padlet

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА БЫТЬ ЭКОНОМНЫМ»

 1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети в дошкольном возрасте не всегда  осознают связь между трудом и деньгами,  не  знают, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существова­нию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой информацией с ребенком. Организуйте для него экскурсию на работу.   Он с детства должен знать, что та­кое «зарабатывать на жизнь».

2. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания ис­порченные предметы, сломанные иг­рушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружаю­щих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие ве­щи. Ваше равнодушие приведет к об­ратному результату.

3. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольстви­ем помогают по дому. Самое глав­ное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа да­лека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься до­машней работой непродолжитель­ное время, поэтому, давая поруче­ние, рассчитывайте его силы.

4. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети по­нимали, чего стоит  заработать деньги, не­обходимо дать им возможность при­обрести практический опыт.

5. Не приучайте детей к изли­шествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас по­дарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

О прфилактике детского травматизма!

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Знаете ли Вы, что ...

Во всём мире от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний, практически каждый 5-ый ребёнок.

Из них около 70% - мальчики; 20% - дети до года; 40% детей погибает с 10 до 17 часов дня, когда они предоставлены сами себе. Ещё страшнее, когда ребёнок погибает или травмируется, будучи рядом с взрослым (отвлёкся, был занят и т.д.). И как бывает больно и обидно, когда Вы знаете, что трагедия могла быть предотвращена!

В Жлобинском районе также ежегодно фиксируются факты гибели детей от внешних причин. Так, в 2020г один ребенок – утопление в водоеме, 1 - поражение электрическим током, в 2019г – погиб в результате ДТП (выезд на проезжую часть на велосипеде), в 2018г – попадание в дыхательные пути пищи (подавился пельменем, и случай суицида у подростка (повешение).

Основные причины детского травматизма:

  • возрастные особенности ребёнка (активное познание окружающего мира, любопытство, отсутствие инстинкта самосохранения, недостаточная координация движений, замедленная реакция и т.д.);
  • отсутствие порядка в содержании домового хозяйства и при осуществлении строительно-ремонтных работ (незакрытые выходы на крыши, незащищённые перила лестничных проёмов, открытые люки подвалов, колодцев; не ограждённые траншеи при земляных работах; отсутствие ограждений по периметру возводимых или ремонтируемых зданий; небрежное хранение материалов на стройках и др.);
  • недостаточный надзор за ребёнком;
  • недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, на игровых площадках;
  • отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования (несоблюдение правил дорожного движения, правил поведения при купании и др.), дефекты воспитания дома и в школе, баловство и др.

Для того чтобы не случилось беды необходимо помнить простые правила безопасной среды обитания. Обойдите свою квартиру и обратите внимание:

НА КУХНЕ: СРЕДСТВА БЫТОВОЙ ХИМИИ НЕ ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬСЯ В ХОЛОДИЛЬНИКЕ

  • все химические средства для чистки, мойки, кислоты и щёлочи (уксусная эссенция, сода и т.п.), спички и др. уберите из поля зрения ребёнка, сделайте их недоступными;
  • при сервировке стола для приёма пищи приглашайте детей, когда температура свежеприготовленных блюд стала комфортной (исключите возможность ожога слизистой губ, полости рта);

в ванной, туалете:

  • все химические средства для уборки, чистки, мойки сделайте недоступными для ребёнка;
  • не пользуйтесь в ванной комнате включёнными электроприборами в условиях повышенной влажности
  • не оставляйте детей на длительное время в одиночестве при купании;

в жилой комнате:

  • уберите близко стоящие к окну стулья, кресла, диваны; сделайте недоступными для маленьких детей
  • открытые окна и балконные двери (дети очень любопытны и не боятся высоты);
  • крупногабаритные предметы (телевизор, компьютер, стеллажи, книжные полки, картины, торшеры и др.) должны быть хорошо закреплены для исключения опрокидывания;
  • на всех электрических розетках должны стоять заглушки, все электроприборы должны быть недоступны для детей; должна быть исключена любая возможность контакта ребёнка с оголёнными проводами, горячим утюгом;
  • батареи центрального отопления необходимо закрыть экранами (дети, засовывая руки в прорези, получают ожоги; отопительный прибор нагревается до 80 градусов и более); в холодное время пользуйтесь сертифицированными электронагревательными приборами, не ставьте их возле кровати ребёнка;
  • предметы из стекла ввиду повышенной хрупкости и травматичности, мелкие предметы - из-за возможности попадания в верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный трак<font color="#0782c1">.</font>

МЕДИКАМЕНТЫ ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬСЯ В

НЕДОСТУПНОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕСТЕ

 

В школе, при занятиях спортом: - занятия физической культурой и спортом должны проводиться под контролем преподавателя, в хорошо подогнанной и удобной спортивной одежде и обуви; при необходимости - использовать специальную экипировку (налокотники, наколенники и т.п.);

  • работы на занятиях по трудовому обучению должны выполняться только в специальной одежде (халаты, комбинезоны, фартуки, нарукавники, перчатки, защитные очки и т. п.), с соблюдением общей и частной техники безопасности, только под контролем преподавателя;
  • привитие учащимся дисциплинированного поведения

(на уроках и, особенно во время перемен), прочных навыков осмотрительности, аккуратности;

В общественных местах (на улице, в общественном транспорте, у водоёма и т.д.):  постоянное обучение, напоминание и соблюдение правил дорожного движения (в т.ч. переход проезжей части по пешеходному переходу и вне его, езда на велосипеде по проезжей части и др.);

  • для безопасного пребывания на улице одежда и портфель ребёнка должны содержать светоотражающие элементы;
  • одежда ребёнка должна соответствовать сезону, быть удобной и практичной;
  • на детской площадке, где играют дети, не должно быть разбитого стекла, гвоздей, проволоки и прочих небезопасных предметов;
  •  соблюдение осторожности при контакте с домашними животными;
  • в купальный сезон уделяйте особое внимание безопасному поведению детей у воды;

Помните!

Культура поведения на улице, в транспорте, дома, закладывается в семье. Вы являетесь основным примером подражания для своих детей! Крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни Вам, Вашим детям и внукам!

БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ!

Родители! Не оставляйте своих детей без присмотра!

За последние  месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

Совсем недавно в милицию поступило сообщение от случайной прохожей, которая стала свидетельницей того, как из окна жилого дома ребенок выбрасывал игрушки. Как оказалось, в квартире вместе с ребенком находились бабушка и мама. Бабушка прилегла отдохнуть, а мама готовила обед для своих домочадцев. Ребенок находился один в своей комнате. Неизвестно чем могло обернуться нахождение ребенка одним в комнате с открытым окном. Прибывшие на место сотрудники милиции провели беседу с мамой и бабушкой ребенка о недопустимости оставления ребенка без присмотра дома либо на улице.

Не стоит забывать, что даже двухлетний малыш в состоянии притащить табуретку, забраться на подоконник, открыть окно, а дальше только два варианта развития событий - мгновенная смерть или инвалидность. И в очень редких случаях падения из окон заканчиваются испугом и незначительными травмами для ребенка, но, как говорят в народе, не все рождаются «в рубашке».

Рассмотрим данную проблему со стороны закона. 


- Обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

Статья 159 «Оставление детей в опасности»

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи — наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Советы родителям:

  • ни при каких обстоятельствах ребенок не должен оставаться без присмотра, особенно дошкольного и младшего школьного возраста;
  • постарайтесь предусмотреть, предупредить опасность, вовремя протянуть руку помощи или остановить от неправильного шага, отвести беду;
  • если вы хотите, чтобы ваши дети были в безопасности, не ссылайтесь на отсутствие времени, занятость, не пеняйте на педагогов, бабушек-дедушек и весь свет. Начните с себя, с ответственности за своего ребенка, с того, каким примером вы для него являетесь;
  • помните, что когда-нибудь ваш ребенок последует не вашим советам, а вашим поступкам, поэтому соблюдайте правила безопасности и учите этому своих детей.

И помните! Оставив без присмотра малыша даже на 10 - 15 минут,  вы можете лишиться ребенка навсегда.

НАКАЗАНИЕ ЗА ОТСУТСТВИЕ СВЕТООТРАЖАЮЩЕГО ФЛИКЕРА

ЛИСТОВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Согласно п.17.1 Правил дорожного движения пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.
Лишь в случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.
Таким образом, пешеход должен обозначить себя фликером только при движении в темное время суток по краю проезжей части.
За невыполнение этого правила установлена ответственность Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 ст. 18.23 Кодекса нарушение правил дорожного движения пешеходом влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
За то же действие, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ влекут за собой взыскание в виде штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
Если же отсутствие фликера у пешехода, когда его наличие являлось обязательным, повлекло создание аварийной обстановки, взыскание будет больше – штраф от трех до восьми базовых величин.
Если в связи с тем, что пешеход двигался без фликера, когда ПДД устанавливают обязанность обозначить себя фликером, повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, размер штрафа — от пяти до двадцати базовых величин.
Согласно п.17.3 ПДД при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

 

  «Светоотражающий фликер - ваш помощник на дорогах»

Что такое фликер? Всё чаще и чаще в прессе бросаются в глаза заголовки: «Сбит пешеход», «Семь лет жизни», «Ночь ценою в жизнь». Из названий видно, что в материалах речь пойдёт о погибших пешеходах, которых не смогли заметить на дороге.

Чтобы снизить уровень травматизма на дорогах с участием детей ежегодно  на проводится акция «Внимание-дети!».

Суть этой акции в том, чтобы каждый водитель транспортного средства двигался с включенным ближним светом фар независимо от времени суток.

Но ведь фары обозначат только машину, а что же обозначит человека? Ответ есть: светоотражающий фликер. Фликеры – это маленькие значки или наклейки, которые можно разместить на рюкзаке, куртке, руке или джинсах, а также на обуви.

   

Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее. При движении с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метров, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до 130-140 метров. А водитель, движущийся в транспортном средстве с включённым дальним светом, может увидеть фликер с расстояния 400 метров. Фликеры  изготовлены из мягкого пластика и имеют яркий оттенок. Они бывают в виде смайликов, игрушек, пластин, значков, плоских брелоков и наклеек. Поэтому они понравятся не только маленьким детям, но и подросткам. Дизайн большинства из них - молодёжный. Фликеры крепятся при помощи булавки или шнурка, а на скейтборды или велосипеды можно прицепить скручивающийся фликер. Всё чаще на дорогах сотрудники Госавтоинспекции стали раздавать бесплатные фликеры - не только ради рекламы, но, в первую очередь, ради безопасности и сохранения жизни. Ведь использование светоотражающего брелока снижает риск наезда на пешехода на 65 процентов. В газетах стали появляться материалы, где говорится о том, как кому-то спас жизнь фликер. На сайтах в Интернете отзывы о светоотражающих вещичках - только положительные. Вполне достаточно надеть вещь с светоотражающими пластинами и, не боясь, пойти гулять по ночному городу. По утверждению специалистов, самое подходящее место, куда стоит повесить фликер – это грудь и бёдра, но чаще люди предпочитают прикреплять фликера на кисти рук, свои портфели или сумочки.

Фликер – это, в первую очередь, безопасность вашего ребёнка на дороге!

Развиваем творчество у ребёнка

Что же необходимо делать взрослым для того, чтобы богатый творческий потенциал, который дарит каждому здоровому ребенку детство, мог воплотиться? Как помочь задаткам стать способностями? Для этого необходимо создать определенные условия, прежде всего ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из задатков рождаются и развиваются способности. Но искусство (и это общеизвестная истина) – настолько сложный вид деятельности, что просто «поместить» туда маленького автора, сказав ему: «Сочиняй, ты к этому готов», – невозможно. Нужны особые усилия взрослого, который, во-первых, должен показать ребенку его возможности и, во-вторых, раскрыть перед ним специфику художественной деятельности, ее суть и те средства, которыми пользуется художник, создавая художественные образы. Такой ввод в художественную деятельность удобнее всего совершать через достаточно плавное изменение игры, трансформируя ее в тот или иной вид искусства или в некий курс овладения общими основами искусства. В чем суть трансформации игры в искусство? Важнейший ее момент – выход ребенка из игровой позиции в некую другую, в которой он не будет больше отождествлять себя только с одним игровым персонажем, с одним героем, с одним эпизодом, а попытается охватить все в целом, сочетая в себе позиции и автора, и участника игры, и возможного зрителя. Чтобы ребенок мог совершить этот выход, и необходима помощь взрослого, без которой лишь ничтожно малая часть детей обратится к искусству и найдет туда дорогу. Слишком уж велик зазор между общими предпосылками и теми специальными требованиями, которые предъявляет ребенку каждый конкретный вид искусства. Слишком значимы, несмотря на явное сходство, различия между игрой и практикой художественного творчества. Многие дети рождаются, имея то или иное дарование. Его, естественно, следует выявить и развивать художественные способности ребенка. Однако дарование будет реализовано в полной мере в том случае, если его развитию сопутствует полноценное формирование личности в целом. Академик Б. М. Теплов отмечал, что художественно-изобразительные способности (как и все другие!) раскрываются максимально полно, если воспитание одновременно способствует развитию у ребенка его эмоциональности, эстетического восприятия им природы, мира в целом, развитию образного мышления, общей культуры и эрудиции. И художественно одаренный ребенок может не стать выдающимся художником, если он не получил широкого образования. Таким образом, воспитывая одаренного ребенка, родители с еще большим тщанием заботятся о его умственном развитии, о заботливом взращивании в нем нравственности, о том, чтобы он был не только музыкантом и художником, но в первую очередь личностью. Таким образом, не следует воспитывать музыканта, художника, шахматиста, ученого или спортсмена, а следует прежде всего воспитывать человека, поскольку только гармонически развитая личность сможет в полной мере развить свои способности. Все вышесказанное как будто банально, но в этой проблеме, кроме всего прочего, есть одно очень важное обстоятельство. Речь идет о том, что счастливый Божий дар может стать причиной неудавшейся судьбы, если человек не сложился как личность. 

Как подобрать ребенку домашнюю работу соответствующую возрасту

( по материалам <font color="#555555">А. Бердниковой)</font>

   Ребенок должен иметь домашние обязанности, но нагружать его нужно постепенно. Чем раньше родители начнут делегировать малышу какие-то домашние дела, тем проще будет в дальнейшем привлечь ребенка к выполнению новых обязанностей. Кто-то считает, что обязанности ребенка должны касаться только его самого, но более продуктивный подход - это сочетание личных дел и дел, приносящих вклад в содержание дома в целом. Хотя  часто мама прерывает инициативу ребенка на корню словами "дай я сама", потому что так быстрее и проще. Для того  чтобы определить какие обязанности можно делегировать ребенку, желательно сначала составить полный список домашних дел, как личных, так и общих, включая даже незначительные, а потом посмотреть, что из этого можно доверить детям, в зависимости от их возраста и склада характера.

        Вот некоторые  примеры дел, которые можно поручить деткам разного возраста:

  • 3-4 года: убирать игрушки на места; складывать книжки на полку; расставлять и убирать посуду на обеденном столе; самостоятельно причесываться, чистить зубы, умываться, мыть ручки.

  • 4-5 лет: накрывать на стол, раскладывать еду по тарелкам; помощь в магазине (выбор продуктов, выкладывание-собирание на кассе); ухаживать за домашними животными; помогать мыть посуду, раскладывать «начинку» на бутерброды; вытирать пыль, развешивать и снимать постиранное белье.

  • 5-6 лет: самостоятельно одеваться, раздеваться и складывать свою одежду, помогать в этом младшенькому; загружать белье в стиральную машину; отвечать на звонки по телефону; самостоятельно рассчитываться на кассе в магазине.

  • 6-7 лет: самостоятельно выбирать себе одежду, в зависимости от погоды; пылесосить, поливать цветы; готовить бутерброды себе и другим членам семьи; выносить мусор.

           Очень важно, чтобы изначально ребенок с удовольствием выполнял свои обязанности, а для этого нужно их правильно подобрать и преподнести. Если вы будете говорить малышу, что давай ты будешь выносить мусор, потому что я этого не люблю делать, то энтузиазма ожидать не приходится.

           Детям постарше можно предложить самим выбрать что-то из общего списка, возможно, вы сами и не догадались бы никогда предложить им то, что они выбрали.

           Очень желательно провести на эту тему семейный совет, чтобы папа тоже поучаствовал в выборе. Тогда ребенок будет видеть, что домашние дела - это общее семейное дело. Причем правила должны быть одинаковы для всех членов семьи. Вряд ли получится приучить ребенка складывать свои вещи аккуратно и класть все на место, если папа привык разбрасывать предметы по квартире.

Домашние обязанности ребенка

Что такое домашние обязанности ребенка?
У ребенка должны быть домашние обязанности – это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос "Каковы должны быть домашние обязанности?" уже не столь однозначен.

Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на собственных потребностях ребенка: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других – домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе.

Конечно, при наделении ребенка обязанностями необходимо учитывать его возрастные особенности и возможности. Важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ребенку, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться.

Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться.

Для чего нужны детские домашние обязанности?
Этот вопрос часто кажется родителям избыточным. Домашние обязанности? Как для чего? Это же и так понятно. Между тем, к сожалению, ответ не так прост, как кажется сначала. Возможны различные варианты ответов, рассмотрим некоторые из них:

1. Обязанности нужны потому, что они нужны. Ребенок должен приучаться быть аккуратным и трудолюбивым. При таком подходе к обязанностям они легко превращаются в некое абстрактное священнодействие, самоценное само по себе, почти не имеющее практического значения, потому что когда внешнее принуждение исчезает, дело перестает совершаться.

Примечательно в этом смысле высказывание студентки, приехавшей к родителям домой на каникулы: "Родители не заправляют свою постель! Стоило нам с сестрой разъехаться – постели дома перестали заправляться. В детстве нельзя было выйти из дома, не заправив кровать. Оказывается, родителям и самим-то не очень этого хотелось. Свою постель они заправляли ради нас."

2. Выполняя какие-то домашние дела, ребенок учится планированию, учится ставить перед собой цели и вырабатывать определенные навыки, которые помогают достижению этих целей. Спустя какое-то время ребенок понимает, что вещи, положенные на место, существенно экономят время, затрачиваемое на их поиски.

3. Обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы. Сначала, давая поручения, рассчитывает силы ребенка взрослый. Если необходимо навести порядок в детской, то для этого необходимо огромную и сложную задачу, стоящую перед ним, разбить на множество подзадач. Так, нужно не прибрать комнату, а собрать кубики сюда. Так, сделано... Тогда машины ставим сюда. Так, теперь книги кладем сюда… и т.д.

4. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине. Выполняя домашние дела, ребенок учится создавать себе рабочее настроение, вдохновение, организуется.

5. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.

6. Ребенок, занимаясь домашними делами, получает представление о жизни, как цикличном процессе.

Многие родители помнят тот чудесный момент, когда ребенок хотел во всем помочь маме. С детьми обычно это случается в возрасте примерно с двух до трех лет. Мыть пол? Здорово! Дайте мне скорее тряпку! Пылесосить? Замечательно! Я буду катать пылесос! Стирать белье? Чудесно! Я буду складывать его в машинку.

Однако как показывает практика, с годами этот детский энтузиазм пропадает. Обычно это происходит оттого, что интерес ребенка сталкивается спротиводействием мамы (иногда папы), не готовой предоставить ребенку столько самостоятельности.

Мыть пол? Ты же ведро перевернешь, потоп здесь устроишь! Пылесосить? Ты спалишь пылесос! Стирать? Ты же перемешаешь светлое и темное! Нет, уж лучше я сама. Спустя некоторое время мама видит, что ребенку уже вполне по силам и вымыть пол, и пропылесосить квартиру, и постирать…

Но ребенок никакого интереса не испытывает к домашним делам, более того, даже обнаруживает неприязнь. Часто можно слышать такие высказывания опечаленных мам: "Надо же! В три года тряпку из рук невозможно было вырвать, а сейчас, наоборот, не вручить…"
Конечно, замечательно, если интерес ребенка к домашним делам развивался и поддерживался. Однако так бывает далеко не всегда. 

Что нужно сделать для того, чтобы передать ребенку полномочия?

  • Во-первых, важно пересмотреть свое отношение к домашней обязанности. Если регулярно звучит, что мама терпеть не может выносить мусор, потому что нужно идти и караулить мусорную машину, и вообще пусть этим теперь сын занимается, большой уже!

В этом случае бесполезно ждать от ребенка энтузиазма. Необходимо подчеркнуть значимость выполняемой работы для семьи, некоторая доля игры здесь также не повредит: "Что будет с квартирой, если месяц не выносить мусор? А если – год?"

  • Во-вторых, нужно благодарить ребенка, подчеркивать, как важно и значимо то, что он делает для семьи.

  • В-третьих, выполнению домашних обязанностей вовсе не обязательно быть рутиной. Домашние дела могут быть интересными. Они могут быть интересны сами по себе, так и отношением к ним, как к увлекательным мероприятиям.

Детей, как правило, привлекают те домашние дела, которые нравятся самим взрослым. Например, если мама любит печь, то дочь с большим желанием будет маме предлагать свою помощь, а затем и сама освоит секреты выпечки.

Следующие приемы помогут сделать выполнение домашней работы для ребенка увлекательным делом:

Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, поучительно на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку. Этот прием также будет способствовать сплочению семейного коллектива и значительно расширит компетенцию ребенка в том, что касается решения бытовых вопросов.

  • Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд. Если в его обязанности входит мытье посуды или стирка своих вещей, можно давать ему деньги на приобретение новых моющих жидкостей или порошков.

Во-первых, ребенок почувствует доверие со стороны родителей, во-вторых, ощутит ответственность за свой выбор – ведь от того, насколько ответственно он подойдет к выбору моющего средства, в ближайшее время зависит эффективность выполняемой им домашней работы.

Не стоит беспокоиться, что он пойдет на поводу у телевизионной рекламы и будет стремиться покупать только дорогие средства. Пускай пробует сам – это позволит ему убедиться, что не всегда высокая стоимость совпадает с высоким качеством. Заодно поучится более критично относиться к рекламе. Тем более, что его действия, во всяком случае, на первых порах, будут ограничиваться бюджетом.

  • Подумайте, как можно ввести творческий подход в домашнюю работу.

Например, поручите сыну или дочери ежедневное приготовление салатов. Снабдите их готовыми рецептами, но поощряйте и самостоятельные кулинарные поиски. Или предложите ребенку, ежедневно бегающему в магазин за хлебом, по дороге домой замечать каждый раз что-то новое, необычное.

  • Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда. Или придумают новый кухонный аппарат.


Существенно тормозить процесс погружения ребенка в мир домашних обязанностей может система двойных стандартов, нередко существующая в семьях.

"Мы с мужем никак не можем решить, что делать вот в такой ситуации? Допустим, ребенок сделал что-то неправильно, например, кинул грязные носки посреди комнаты. На замечание спокойно отвечает: "Папа тоже так делает". Что в таких случаях говорить ребенку? Сказать, что папа неправ? Но это же подрывает родительский авторитет. Не совершать провоцирующих поступков? Но все же мы люди, без этого не получится..."

Что можно ответить на такой родительский вопрос? Ведь совершенно верно и то, что ребенок будет подражать папе, и то, что все мы люди, и имеем право на ошибку. Поэтому, если папе не удается себя организовать (научиться складывать носки на место), то почему бы именно в этот момент ребенку не узнать, что папа обычный человек, не очень организованный при том.

Ничего страшного с авторитетом папы не произойдет (если папа в принципе на высоте), если он в ответ на реплику ребенка скажет: "Да, ты знаешь, я так иногда делаю, но думаю, что мама права и нам с тобой лучше послушать ее и собрать свои носки. Дома тогда будет гораздо чище. Мы, сильные мужчины, поможем нашей любимой маме поддерживать порядок в доме".

Однако, если дома существуют одни правила для ребенка, другие для мамы, а для папы нет вообще правил, потому что он устал, вряд ли ребенок будет с готовностью выполнять поручаемые ему задания. Таким образом, сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием, вполне возможно.

Важно определиться с тем, чего именно вы хотите от ребенка. Для этого нужно выстроить работающую систему, продумав цели, сделав интересным процесс работы, не забывая о личном примере, и, конечно же, набраться терпения, чтобы отладить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.